(332-167 гг. до хр. эры)
Александр Македонский подчиняет Иудею
Александр Македонский
Двести лет продолжалось господство Персии в Иудее и во всей Передней Азии. Потом Персидская империя тоже распалась. Власть в этом регионе переходит к грекам, эллинам. Александр Македонский побил персов и подчинил себе все подвластные персам территории. Сирия и Иудея в 332 году до н.э. тоже оказались - под греками. Жиды сначала отказались подчиниться Александру Македонскому, не верили в полную победу греков над Дарием 3. Ведь начиная с 520 г. до н. э., священники в Иерусалиме, совершая жертвоприношения своему Богу, возносили также покорно молитвы о жизни и процветании персидского Царя Царей. Бессильные создать независимое государство, жиды мечтали, чтобы подольше длилась война греков и персов, пусть они истощают друг друга на благо Иудеи (Израилю). Но когда войска Александра Македонского подошли к Иерусалиму, чтобы наказать жидов, жиды всё же поняли, что рыпаться опасно, пустое место от Иерусалима останется, и выслали навстречу Македонскому посольство, которое возглавляли священники в белых одеждах, для изъявления полной покорности.
Никакой вам независимости, сказал Македонский. И «богоизбранные» покорно стали платить дань новому завоевателю. Были раздражены, озлоблены, но бессильны.Иудея не способна была бороться с другими государствами и превратиться в Жидовскую империю. И была обречена на подчинение.
Жиды под властью греков Птолемеев
Но великая империя Александра Македонского на территории Европы, Азии и Африки просуществовала недолго. После смерти Александра Македонского в Вавилоне в возрасте 33 лет (323 г. до н. э.) в его империи началась борьба претендентов, его полководцев за власть и территории. Империю стали делить. Жиды, полагая себя умными, надеялись воспользоваться ситуацией, когда все дерутся, льют кровь и ослабевают. Надеялись добиться независимости. Но не получилось. Один из главных
полководцев, грек Птолемей Лаг, взял себе Египет (основал династию Птолемеев), потом вторгся с войсками в Сирию и Иудею. В 301 г. до н.э.
вступил в Иерусалим и увёл оттуда в Египет многих жидов. Он присоединил Иудею к своей империи. Столица Птолемеевской империи -
Александрия.
Жидов раздражило, что они снова не получили независимое государство, что снова придется жить под властью гоев, под какими-то Птолемеями. Но утешало немного, что больших притеснений со стороны Птолемеев не было. Плати дань и живи. Иудея имела широкую
внутреннюю автономию, управлялась из Иерусалима советом старейшин, во главе которого стоял первосвященник. Законом жидов была Тора, а Храм был святыней. Была даже небольшая польза от присоединения Иудеи к империи Птолемеев. Произошло объединение жидов Иудеи с жидовской общиной (диаспорой), которая раньше сформировалась в Египте. Теперь обе диаспоры - в одном государстве. Население Палестины тогда было примерно 500-600 тысяч человек. Сколько из них жиды – данных нет. Сколько жидов обитало в империи Птолемеев – данных нет.
Жиды,которые жили в Египте, сконцентрировались в столице Птолемеевской империи. - в новом портовом городе Александрия. Особенно им нравилась работать торговыми посредниками. Жиды закупали зерно у местных хлебопашцев и продавали его греческим морским купцам и быстро богатели. В Александрии жиды почти монополизировали торговлю зерном. Кроме этого, жиды стали пробовать себя в разных ремеслах. Например, изготовляли сёдла для лошадей. Ну и конечно старались проникать в органы управления. Прошло немного времени, и жидовская община в Египте стала более богатой и сильной, чем в Иудеи, синагога в Александрии была размером с футбольное поле.
Так как гражданами города могли стать только те жители, которые отказались от иудаизма, то многие жиды это и сделали, но, понятно, многие отказались от иудаизма только внешне. Пребывание среди цивилизованных греков, конечно, тогда весьма способствовало и развитию жидов. Был даже крен многих жидов в эллинизм. Жиды-эллинисты называли своих детей Аристотелесами,Аристобулосами и Менелаюсами. Появились жиды с именами Язон и Медея.
Жиды носили прически как у греков, одевались как греки, своих детей стали приучать заниматься спортом, музыкой и танцами. Усердно изучали греческий язык, чтобы торговать по всей империи и проникать в высшие слои империи. Знание греческого языка дало жидам возможность читать книги по философии, художественную литературу, техническую литературу.
Мало понимающий в Жидовском вопросе Птолемей Второй предоставил жидам, которые отказались от иудаизма, все гражданские права и назначил много деятелей жидовской общины на самые высокие государственные посты в своей империи.
По легенде, он выразил желание познакомиться даже с содержанием Торы, потребовал от первосвященника Иерусалимского Храма прислать к нему семьдесят мудрецов, чтобы те перевели Тору на греческий язык. Поэтому этот перевод называют «переводом Семидесяти». Многие развитые греки понимали что империю, вкоторой много народов и много религий, желательно преобразовывать в империю, где идёт процесс слияния народов и образование Единой религии для всех. Некоторых привлекал монотеизм жидов. Но когда греки познакомились с жидовской религией поближе, поняли, что это очень националистическая религия. Это жидовская религия. Яхве – это бог для жидов, а не Бог Небес для всех. И никто из греков и других народов империи Птолемеев, конечно, не считал жидов богоизбранным народом и никто не желал склоняться перед жидами. Греки в массе своей всё же относились к жидам как к одной из разновидностей азиатских варваров. Жиды подозревались как неблагонадёжный народ. Греки, как и большинство народов, не любили жидов. Ходили слухи среди греков, что жиды приносят своему богу людей нежидовской национальности.
Жиды рвались в верхние слои, к расширению своих прав. Птолемей Шестой Филопатор дал даже согласие построить в Египте второй
храм наподобие Иерусалимского. Такой храм и построили в Леонтополе в 160 году до Р.Х. Этот храм - полная копия иерусалимского храма. В
течение более двух с половиной столетий этот храм был священным центром египетского жидовства. Нельзя сказать, что жиды стали
верховодить в Египте, но многие историки отмечают, что «туземцы» в Александрии и некоторых других городах оказались в положении низшего
сословия. Но в классе управленцев жидов всё же было мало, нельзя сказать, что греки жили под жидовским игом.
(продолжение следует)